/>

В этот день родились...

 

16 мая 1910 года родилась Ольга Фёдоровна Берггольц – русская советская поэтесса, прозаик и драматург, писательница и военный журналист.

 


Ольга Берггольц автор крылатой строки, ставшей лозунгом, высеченным на Мемориальной стене Пискарёвского кладбища, где похоронены многие жертвы Ленинградской блокады: «Никто не забыт, ничто не забыто». Почётный гражданин Санкт-Петербурга (1994, посмертно).

Берггольц увлеклась поэзией с юности, в 17-летнем возрасте - драматургией. Первое стихотворение поэтессы «Ленин» было напечатано в газете «Красный ткач» в 1925 году, первый рассказ «Заколдованная тропинка» — в журнале «Красный галстук».

Так началась ее литературная карьера: она писала лирику, прозу, работала в различных изданиях, писала очерки. Поэтесса была дважды замужем: с первым мужем, поэтом Борисом Корниловым она через некоторое время развелась (впоследствии он был расстрелян), со вторым, однокурсником Николаем Молчановым, прожила вплоть до его смерти от голода в блокадном Ленинграде. Берггольц Ольга стала жертвой политических репрессий: ее арестовывали, держали в тюрьме. Но в 1939 была освобождена и полностью реабилитирована.

В годы Великой Отечественной войны Ольга Берггольц оставалась в осаждённом Ленинграде. Покинуть город она могла, но не захотела. Уже в августе 41-го она ведет передачи на радио, поддерживает жителей своими пламенными искренними словами, почти ежедневно обращаясь к мужеству жителей города. «Я говорю за всех», – утверждает она в своем творчестве, и это было действительно так. Берггольц читала стихи, выступала перед публикой в театрах.

В это время создала свои лучшие поэмы, посвященные защитникам Ленинграда: «Февральский дневник», «Ленинградскую поэму».

После войны Ольга Федоровна постоянно в работе, много пишет и издается. Это и произведения-воспоминания, и сборники стихов, и проза. Выходит книга «Говорит Ленинград» о работе на радио во время войны.

Последний ее литературный труд – сборник «Память». Его издали в 1972 г.

Умерла преданная жительница Ленинграда в своем родном городе 13 ноября 1975 г.

 

После войны на гранитной стеле Пискарёвского мемориального кладбища, где покоятся ленинградцы, умершие во время Блокады и в боях при защите города, были высечены слова Ольги Берггольц:

 «Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане – мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты-красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград,

Колыбель революции.

Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням:

Никто не забыт и ничто не забыто».

 

Указом Верховного Совета СССР и Ленинградским отделением Союза писателей СССР в 1943 году поэтесса Ольга Берггольц была удостоена медали За оборону Ленинграда – за мужество и доблесть.

 «Моя медаль»

  …Осада длится, тяжкая осада,

невиданная ни в одной войне.

Медаль за оборону Ленинграда

сегодня Родина вручает мне.

 

Не ради славы, почестей, награды

я здесь жила и всё могла снести:

медаль «За оборону Ленинграда»

со мной, как память моего пути.

 

Ревнивая, безжалостная память!

И если вдруг согнёт меня печаль, –

я до тебя тогда коснусь руками,

медаль моя, солдатская медаль.

 

Я вспомню всё и выпрямлюсь, как надо,

чтоб стать ещё упрямей и сильней…

Взывай же чаще к памяти моей,

медаль «За оборону Ленинграда».

 

…Война ещё идёт, ещё – осада.

И, как оружье новое в войне,

сегодня Родина вручила мне

медаль «За оборону Ленинграда».

1 комментарий:

Комментарии